Многие жители нашего района – кто-то по причине своей молодости, кто-то приехал сюда не так давно – не знают, что когда-то неподалеку от села Кильмезь была деревня Старые Какси. Официально с учета она была исключена в 1982 году.
А люди, для которых эта деревушка являлась родным уголком, разъехались по району и за его пределы. Одна из них – Зинаида Даниловна Нискова (в девичестве Карачева), уроженка Старых Каксей, ныне жительница села Сюмси.
К началу Великой Отечественной войны Зине было всего шесть лет, поэтому в памяти о грозных годах остались лишь эпизоды той, военной жизни. - В наших краях (в двух километрах от деревни) в те годы находилась колония, куда привозили граждан, по разным причинам неугодных власти. Они работали на лесосплаве – вытаскивали из воды бревна, разбирали заторы. Из деревни все мужское население было призвано на фронт, и председателем колхоза (кажется, он назывался «Югыт сюрес») работала моя мама, Анна Ивановна Карачева. Страна нуждалась в хлебе. Когда в колхозе нужны были дополнительные рабочие руки, мама ходила к начальству колонии просить на подмогу колонистов. Их выделяли. А в поле, по меркам того времени, колхозники их кормили неплохо. Поэтому заключенные часто просились на работу в колхоз. За территорию колонии, окруженную высоким забором, ее обитатели выходили лишь в сопровождении вооруженных конвоиров и собаки. В это время местных жителей просили отойти подальше. А при возвращении в колонию ее обитателей обыскивала режимная бригада.
В мою память врезались моменты, свидетелями которых мы становились не раз: с территории колонии на лошадях вывозили на кладбище голые трупы колонистов, уложенные на санях штабелями. И только после войны захоронения стали проводить в гробах. Колхозники тогда, в отличие от персонала колонии, зарплаты не видели – лишь трудодни. Поэтому все, что можно было, местное население несло на продажу. Сами недоедали, но яйца, молоко, ягоды продавали. Подоит мать корову, и спозаранку ребятня, груженная бутылями, идет к воротам колонии. Специально для продажи мать выращивала табак-самосад. Пряли, ткали, шили самотканые юбки, не спали ночами, чтобы прокормить семью. Первые туфли (брезентовые) я купила себе, когда начала работать.
В 1946 году колонии не стало. В эти бараки заселили немцев Поволжья. Охраны у них не было, ворота не закрывались, но без специального разрешения выезжать дальше, чем за семь километров, они не имели права. Позже кто-то из них выехал, но многие остались жить в Кильмези.
Война закончилась, но легче жизнь не стала. В 11-12 лет я уже работала в яслях. В декретном отпуске тогда мамаши не сидели. Несколько дней – и они шли работать в поле. Матери косят, а мы, сами-то еще дети, в корытцах на крошнях несли им малышей в поле на кормление. Доводилось пасти телят. А в колхозе был еще и курятник. Мы с подружками телят немного попасем, а потом загоним их в курятник. Сами заберемся на сарай и играем в куклы. Детство все же брало свое.
Да, мы не видели жестоких боев, не слышали залпов разрывающихся снарядов, но война осталась в нашей памяти на всю жизнь, ведь победа ковалась и в нашей маленькой деревне.
Записала Надежда ПЕСТРИКОВА
В связи с замечанием кильмезца отвечаю, что статья эта взята из газеты "Знамя" по согласованию с её автором. То, что колония была на Четвёртой площадке, хорошо известно. Об этом много раз писалось. Размещалась она со стороны Балмы на правой стороне на окраине посёлка. Ещё в 50-е годы в этих бараках жили некоторые бывшие заключённые. Вот и говорит бывшая жительница Старых Каксей З. Д. Нискова, что в наших краях, в двух километрах от деревни, была колония. Что тут неправильно, понять не могу. Не назвала Кильмезь? Так ведь она тогда только-только появлялась. Жителей в Балме и Каксях тогда было гораздо больше. Вот и не назвала Зинаида Даниловна Кильмезь - это её право. Для неё, малолетней, Какси, её родная деревня, были центром Вселенной. Чем тогда были Старые Какси? Наиболее старым селением во всей округе, которому несколько сот лет. Центр колхоза. А чем была тогда Кильмезь? Землянки да несколько домиков, которые только-только появились и в которых живут неизвестно откуда приехавшие люди. И. Рябов.
|